Серый настолько нейтрален и его голос настолько тих, что он служит рамкой для обрамления яркой индивидуальности: красного, желтого, фиолетового и других.
При этом он гасит их, приглушает их громкий голос, забирая часть их энергии себе. Делакруа ненавидел серый цвет в живописи и называл его вампиром, так как серый отбирает жизненную силу у других цветов. Присмотритесь внимательно и вы заметите, что блёклые серые тона кажутся живыми благодаря окружающим их ярким цветам.
Из теории цвета мы знаем, что два цвета можно считать гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет. То есть серый - это середина, равновесие, тот самый баланс. Об этом же писал и физиолог Эвальд Геринг: он говорил, что нейтральный серый соответствует состоянию, когда расход сил, затраченных на восприятие цвета, равен их восстановлению. Иными словами, серый цвет создает в глазах состояние равновесия.
Иттен приводил простой пример: «Если мы видим белый квадрат на чёрном фоне, а затем посмотрим в другую сторону, то в виде остаточного изображения увидим чёрный квадрат. Если мы будем смотреть на чёрный квадрат на белом фоне, то остаточным изображением окажется белый. Мы наблюдаем в глазах стремление к восстановлению состояния равновесия. Но если мы будем смотреть на средне-серый квадрат на средне-сером фоне, то в глазах не появится никакого остаточного изображения, отличающегося от средне-серого цвета. Это означает, что средне-серый цвет соответствует состоянию равновесия, необходимому нашему зрению.»
Глазам и мозгу требуется серый цвет, иначе они теряют спокойствие.